Пятница, 10.01.2025, 06:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Личный сайт Белянской Ульяны Афанасьевны

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Экологическая безопасность человека в городской среде
[ Скачать с сервера (34.0 Kb) ] 11.01.2012, 09:44

Экологическая безопасность человека в городской среде

Если человечеству хватает мудрости распознать и

 предотвратить надвигающуюся опасность,

его ждет прекрасное будущее, если нет –

неизбежный упадок и страдания

Декларация Римского клуба

 

Региональное экологическое образование, направленное на формирование экологической культуры жизнедеятельности человека в окружающей его природно-социальной среде, сегодня приобретает новый вектор – образования в интересах устойчивого развития территории. Возникающие в связи с этим новые задачи экологического образования сформулированы в ряде международных (Повестка дня на 21 век и др.) и российских (подписанная в Вильнюсе Стратегия ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития, решения Белградской встречи министров охраны и образования, Стратегия и план действий по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития Российской Федерации и др.) документов. В этих материалах отмечается, что ключевой проблемой социального развития на этапе перехода общества из индустриального в информационное становится проблема его безопасности и устойчивого развития. А это, в свою очередь, диктует изменение акцентов в общем экологическом образовании – смещение приоритетов от изучения окружающей среды к экологии человека и его безопасности.  

Известно, что обеспечение экологической безопасности является базовой потребностью человека, имманентным условием удовлетворения его образовательных, профессиональных, гражданских интересов, сохранения и укрепления здоровья. Педагогическим средством решения этой задачи является формирование у молодого поколения умений и навыков распознавания и контроля за рисками для здоровья человека, путем предупреждения ухудшения качества окружающей среды. Проблема экологической безопасности человека, проживающего в городе, многоаспектна. Разные источники экологического напряжения, сочетаясь, выступая в разных комбинациях, взаимодействуя между собой, создают большую, перманентную, нагрузку на регуляторные системы организма – нервную, эндокринную, иммунную, ускоряя их изнашивание и повышая риск большого числа заболеваний. Так, в условиях большого скопления населения и высоких миграционных потоков остается высокой эпидемиологическая опасность для населения. Сохраняется напряженная ситуация, связанная с высоким уровнем содержания токсинов в водной и воздушной среде города, воздействием электромагнитных полей, шума. Экологически грамотное поведение человека способно значительно снизить риски, связанные с проживанием на экологически неблагополучной территории. Научить жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков – задача экологии человека.  С точки зрения педагогики в этом высказывании ключевое слово – «научить». Прежде всего, важно разработать адекватные педагогические технологии для формирования стереотипов экологически безопасного поведения. Однако характер экологических опасностей и их источники очень быстро меняются, появляются все новые, ранее не прогнозировавшиеся, риски. Их невозможно предусмотреть. Сформированный стереотип поведения в новых условиях может оказаться не только не полезным, но даже вредным. Вот почему на первый план обеспечения экологической безопасности человека выступает умение ребенка самостоятельно находить, проверять, преобразовывать и творчески применять экологическую информацию в новых ситуациях – то есть его учебно-познавательная компетенция.     

В современном мире информация становится мощным средством мировой геополитики, изменения социального устройства государств, вторжения в этнокультурные коды народов. Подчеркивая значимость происходящих изменений, наука ввела понятие информосферы, как нового этапа развития цивилизации.

Далеко не однозначно воздействие на человека рекламы, СМИ, результатов наукоемких производств: интернета, продуктов питания с модифицированными генами и др. В детских популяциях резко обозначились негативные последствия учебных информационных перегрузок, выразившиеся в значительном распространении и омоложении психоэмоциональных расстройств, неврозов, повышения артериального давления, аллергий  и др.

Обострение психологических, медицинских, нравственных, этических, правовых проблем взаимодействия человека с информацией приобретает особенно большие масштабы в условиях городской среде. Они проявляются в виде увеличения числа детей с синдромом хронической усталости, асоциальными моделями поведения, разными видами психологической зависимости, суицидальным риском, и др.

В условиях высокого напряжения действия экологических факторов города, появления новых экологических рисков и опасностей, в том числе информационных, становится востребованным обучение детей способам работы с разными источниками информации, мониторингу и оценке экологических рисков, принятию ответственных решений по самозащите и защите окружающих людей от экологических угроз, формирование умений контроля за безопасностью окружающей среды. Эта задача является общекультурной. Она решается посредством формирования у учащихся различных умений: учиться, общаться и действовать в окружающей среде – как индивидуально, так и совместно, на основе партнерства.

Формирование у учащихся умений экологически безопасного поведения в условиях информационных рисков города выходит за рамки задач отдельного спецкурса. Поэтому решение заявленной проблемы требует комплексных организационно-управленческих, кадровых, программно-технологических решений, сочетания разных форм экологически направленного обучения и воспитания.     

Категория: Мои файлы | Добавил: magistr
Просмотров: 2320 | Загрузок: 64 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 122