Экологическая безопасность человека
в городской среде
Если человечеству хватает мудрости распознать и
предотвратить надвигающуюся
опасность,
его ждет прекрасное будущее, если нет –
неизбежный упадок и страдания…
Декларация Римского клуба
Региональное экологическое
образование, направленное на формирование экологической культуры
жизнедеятельности человека в окружающей его природно-социальной среде, сегодня
приобретает новый вектор – образования в интересах устойчивого развития
территории. Возникающие в связи с
этим новые задачи экологического образования сформулированы в ряде
международных (Повестка дня на 21 век и
др.) и российских (подписанная в
Вильнюсе Стратегия ЕЭК ООН по образованию для устойчивого развития, решения
Белградской встречи министров охраны и образования, Стратегия и план действий
по экологическому образованию и просвещению в интересах устойчивого развития
Российской Федерации и др.) документов. В этих материалах отмечается, что
ключевой проблемой социального развития на этапе перехода общества из
индустриального в информационное становится проблема его безопасности и
устойчивого развития. А это, в свою очередь, диктует изменение акцентов в общем
экологическом образовании – смещение приоритетов от изучения окружающей среды к
экологии человека и его безопасности.
Известно, что
обеспечение экологической безопасности является базовой потребностью человека,
имманентным условием удовлетворения его образовательных, профессиональных,
гражданских интересов, сохранения и укрепления здоровья. Педагогическим
средством решения этой задачи является формирование у молодого поколения умений
и навыков распознавания и контроля за рисками для здоровья человека, путем
предупреждения ухудшения качества окружающей среды. Проблема экологической
безопасности человека, проживающего в городе, многоаспектна. Разные источники
экологического напряжения, сочетаясь, выступая в разных комбинациях,
взаимодействуя между собой, создают большую, перманентную, нагрузку на
регуляторные системы организма – нервную, эндокринную, иммунную, ускоряя их
изнашивание и повышая риск большого числа заболеваний. Так, в условиях большого
скопления населения и высоких миграционных потоков остается высокой
эпидемиологическая опасность для населения. Сохраняется напряженная ситуация,
связанная с высоким уровнем содержания токсинов в водной и воздушной среде
города, воздействием электромагнитных полей, шума. Экологически грамотное
поведение человека способно значительно снизить риски, связанные с проживанием
на экологически неблагополучной территории. Научить жить и действовать
безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков –
задача экологии человека. С точки зрения
педагогики в этом высказывании ключевое слово – «научить». Прежде всего, важно
разработать адекватные педагогические технологии для формирования стереотипов
экологически безопасного поведения. Однако характер экологических опасностей и
их источники очень быстро меняются, появляются все новые, ранее не
прогнозировавшиеся, риски. Их невозможно предусмотреть. Сформированный
стереотип поведения в новых условиях может оказаться не только не полезным, но
даже вредным. Вот почему на первый план обеспечения экологической безопасности
человека выступает умение ребенка самостоятельно находить, проверять,
преобразовывать и творчески применять экологическую информацию в новых ситуациях
– то есть его учебно-познавательная компетенция.
В современном мире
информация становится мощным средством мировой геополитики, изменения
социального устройства государств, вторжения в этнокультурные коды народов. Подчеркивая
значимость происходящих изменений, наука ввела понятие информосферы, как нового
этапа развития цивилизации.
Далеко не однозначно
воздействие на человека рекламы, СМИ, результатов наукоемких производств: интернета,
продуктов питания с модифицированными генами и др. В детских популяциях резко
обозначились негативные последствия учебных информационных перегрузок,
выразившиеся в значительном распространении и омоложении психоэмоциональных
расстройств, неврозов, повышения артериального давления, аллергий и др.
Обострение психологических,
медицинских, нравственных, этических, правовых проблем взаимодействия человека
с информацией приобретает особенно большие масштабы в условиях городской среде.
Они проявляются в виде увеличения числа детей с синдромом хронической
усталости, асоциальными моделями поведения, разными видами психологической
зависимости, суицидальным риском, и др.
В условиях высокого
напряжения действия экологических факторов города, появления новых
экологических рисков и опасностей, в том числе информационных, становится
востребованным обучение детей способам работы с разными источниками информации,
мониторингу и оценке экологических рисков, принятию ответственных решений по
самозащите и защите окружающих людей от экологических угроз, формирование
умений контроля за безопасностью окружающей среды. Эта задача является
общекультурной. Она решается посредством формирования у учащихся различных умений:
учиться, общаться и действовать в окружающей среде – как индивидуально, так и
совместно, на основе партнерства.
Формирование у учащихся
умений экологически безопасного поведения в условиях информационных рисков
города выходит за рамки задач отдельного спецкурса. Поэтому решение заявленной
проблемы требует комплексных организационно-управленческих, кадровых,
программно-технологических решений, сочетания разных форм экологически
направленного обучения и воспитания.
|