Русский язык
Класс: 4
Тема: Прошедшее время глагола.
Цели: познакомить учащихся с прошедшим временем глагола;
развивать внимание, память, аккуратность; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
I.
Орг.момент.
-
Подравняйтесь! Встаньте ровно. Приготовьтесь к уроку. Проверьте, чтобы у вас на
партах лежали тетради, дневники, учебники, ручки.
-
Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с прошедшим
временем глагола. А пока открыли рабочие тетради. Записали число, классная
работа.
II.
Словарная работа.
Словарь:
- На доске написаны слова с ошибками. Исправьте ошибки
и запишите слова в тетрадь, подчеркивая
орфограммы и выделяя ударение. (К доске выходят по одному человеку).
Балото, беблеотека, жывотное, дарога, гирой, вакзал,
киллаграм, миню, мичта, помащ.
- На доске написаны пословицы:
За что купил, за
то и продаю.
Без меня меня женили.
Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается.
- Как вы их понимаете?
- Запишите их в тетрадь, выделяя орфограммы,
подчеркните главные члены предложения.
- В каком времени стоят глаголы?
III.
Работа с учебником.
Откройте стр. 121 учебника.
Прочитайте правило:
! Форма прошедшего времени образуется от
глаголов несовершенного и совершенного вида: варил, сварил, открывал, открыл.
IV.
Работа в тетради.
Работа в тетради.
Упр.1
- Образуйте и запишите форму прошедшего времени
глаголов. Отметь суффиксы начальной формы и прошедшего времени.
- Выполните по образцу: читать – читал.
Учить – учил, купить – купил, молчать –
молчал, поужинать – поужинал, блестеть – блестел, блеснуть – блеснул, ходить –
ходил, успеть – успел, смотреть – смотрел, сломать – сломал, вертеть – вертел,
обидеть – обидел, желать – желал, ловить – ловил, напоминать – напоминал,
проверять – проверял.
V.
Физминутка.
VI.
Работа с учебником.
Давай подумаем:
- Сравните две глагольные формы: мечтать – мечтал,
вертеть – вертел, ловить – ловил. Обратите внимание на основы этих форм. Какую
закономерность можно заметить?
! Начальная форма
глагола и форма прошедшего времени имеет одинаковую основу. Эта основа так и
называется – основа прошедшего времени (начальной формы). К основе прибавляются
суффиксы –ть, -ти, -и образуется форма прошедшего времени.
-ть -ть -ть
Стоя - жале
- мири
-
- л -л -л
VII.
Работа в тетради.
Упр.2
- От основ глаголов образуйте начальную форму и форму
прошедшего времени при помощи суффиксов -ть, -л. Запишите слова и отметьте в
них основы и суффиксы -ть, -л.
Клеить – клеил, сеять – сеял, зависеть – зависел,
обидеть – обидел, дышать – дышал, лаять – лаял, хватать – хватал, помогать
–помогал, строить – строил, выздороветь – выздоровел, ездить – ездил, отдохнуть
– отдохнул, спорить – спорил, поздравить – поздравил, плыть – плыл.
Давай подумаем:
- Какой вывод можно сделать, прочитав примеры? Снег
блестел, луна блестела, озеро блестело, звезды блестели.
Ключ: В форме прошедшего времени глаголы изменяются по
родам и числам: стоял, стояла, стояло, стояли.
Упр.3
- От глаголов в начальной форме образуйте и запишите
формы прошедшего времени, единственного числа, мужского, женского и среднего
рода, а также формы множественного числа. Отметь основу, суффикс прошедшего
времени и окончание.
Образец: лететь – летел, летела, летело, летели.
Светить, плыть, журчать, рычать, цвести.
Выполните самостоятельно.
VIII. Итог
урока. Домашнее задание. Упр.4.
|